график работы: 8:00 - 17:00 (пн-чт), 8:00 - 16:00 (пт,сб.вс)
сеть социальных аптек

Выдающиеся медицинские открытия. Группы крови

Ещё одно открытие в медицине, ставшее революционным, – это открытие групп крови, позволившее сохранить жизни миллионам землян.

Кровь, которая на первый взгляд у всех людей одинакова, в древности считалась мистической субстанцией и совершенно справедливо связывалась с жизненной силой. После того как в 1628 году английский врач Уильям Гарвей открыл циркуляцию крови, доктора стали делать попытки ее переливания.

В начале XIX века молодой лондонский акушер Джеймс Бланделл решил исследовать, чем можно помочь женщинам с послеродовыми кровотечениями. После опытов на животных Бланделл понял, что успех возможен, если быстро перелить кровь от одного организма другому — сейчас это называют прямым переливанием. В 1818 году он провел первое известное успешное переливание от человека к человеку: роженице была перелита кровь ее мужа. 

Однако до XX века переливание крови было крайне рискованным делом. И сейчас мы понимаем, что случаи успешных переливаний в ту пору были результатом большой удачи. Ведь люди не имели понятия о том, что кровь разных людей может быть несовместимой. Три различные группы крови открыл в 1900 году австрийский физиолог Карл Ландштейнер, работавший в Патологоанатомическом институте Венского университета (ныне Венский медицинский университет). Он обнаружил, что эритроциты могут слипаться (агглютинировать) при смешивании в пробирках с сыворотками других людей, и помимо этого, часть человеческой крови также агглютинирует с кровью животных. И это стало поворотной точкой в развитии трансфузиологии: впервые стало ясно, что донора нужно подбирать по принципу совместимости с реципиентом. Открытие Ландштейнера послужило основой для главной системы групп крови (ABO), которую мы используем и поныне. Правда, сам Ландштейнер не обнаружил четвертую, самую редкую, группу: это сделали его ученики – доктор Адриано Штурли и его коллега Альфред фон Декастелло два года спустя.

Справедливости ради, стоит отметить, что открытиеЛандштейнера вызвало среди его коллег лишь сочувственную улыбку, но, несмотря на это, он продолжил эксперименты и опубликовал статью в WienerklinischeWochenschrift, в которой привёл знаменитое «правило Ландштейнера», которое легло в основу трансфузиологии: «В организме человека антиген группы крови (агглютиноген) и антитела к нему (агглютинины) никогда не сосуществуют».

Публикация Ландштейнера не произвела в научном сообществе должного фурора, и это привело к тому, что группы крови еще несколько раз «переоткрыли», и с их номенклатурой возникла серьезная путаница. В 1907 году чех Ян Янский назвал группы крови I, II, III и IV по частоте, с которой они встречались в популяции. А Уильям Мосс в Балтиморе (США) в 1910 году описал четыре группы крови в обратном порядке — IV III, II и I. Номенклатура Мосса широко использовалась, например, в Англии, что приводило к серьезным проблемам.

В конце концов этот вопрос раз и навсегда был решен в 1937 году на съезде Международного общества переливания крови в Париже, когда была принята нынешняя терминология «АВ0», в которой группы крови именуются 0 (I), A (II), B (III), AB (IV). Собственно, это и есть терминология Ландштейнера, в которой добавилась четвертая группа, а С превратилась в 0.

Благодаря открытию Ландштейнера стали возможны оперативные вмешательства, которые раньше заканчивались фатально из-за массированного кровотечения. Существуют подсчеты, которые говорят, что открытие Карла Ландштейнера спасло больше всех жизней в истории человечества. Более того, открытие групп крови даже позволяло с некоторой достоверностью определить отцовство. Но это светлое будущее медицины наступило потом, когда ученые наконец смогли принять тот факт, что в крови человека может происходить «какая-то там борьба». Возможно, прогресс задержал в том числе застенчивый характер «кабинетного» исследователя, который не стал активно продвигать результаты своего открытия в учёные массы...

Но наконец-то справедливость восторжествовала и за свои открытия Ландштейнер получил в 1930 году Нобелевскую премию, спустя 30 лет после открытия.

11 декабря 1930 года ученый прочитал свою нобелевскую лекцию «Индивидуальные различия в человеческой крови», где рассказал о результатах переливаний крови, значении этого метода для лечения различных заболеваний и обозначил необходимость в устранении рисков, которые по-прежнему существуют при проведении трансфузии. И оказался практически пророком.

В 1939 году в возрасте 70 лет он получил звание «Почетный профессор в отставке», но Рокфеллеровский институт не бросил и продолжал работать. А спустя год он с коллегами-учениками Александром Винером и Филиппом Левиным открыл ещё один важнейший фактор крови человека — резус-фактор. Параллельно исследователи выявили связь между ним и развитием гемолитической желтухи у новорожденного: резус-положительный плод может вызывать у матери выработку антител против резус-фактора, что приводит к гемолизу эритроцитов, превращению гемоглобина в билирубин и развитию желтухи.

24 июня 1943 года прямо в лаборатории у Карла Лайндштейнера случился обширный инфаркт, и спустя два дня он умер в институтской больнице.

Тем не менее награды и почести не заканчивались. В 1946 году ему посмертно присудили премию Ласкера («вторая нобелевка по медицине для США»), его портреты можно встретить на почтовых марках и купюрах, а с 2005 года по инициативе Всемирной организации здравоохранения день рождения Карла Ландштейнера– 14 июня– сделали памятным для всего мира. Отныне это  Всемирный день донора крови.