график работы: 8:00 - 17:00 (пн-чт), 8:00 - 16:00 (пт,сб.вс)
сеть социальных аптек

Вакцина от чумы. Выдающиеся медицинские открытия

Вакцина от чумы. Выдающиеся медицинские открытия

 

 

Мы с вами продолжаем интересную рубрику об открытиях в медицине, перевернувших мир и спасших человечество.  Сегодня у нас  вакцина против чумы.

Первую противочумную вакцину так же изобрёл Владимир Аронович Хавкин, о котором мы писали в прошлый четверг в связи с вакциной о холере.

Хотя причина чумы долгое время оставалась невыясненной, врачи давно искали способы защиты страшного заболевания. Задолго до начала эры антибиотиков, с помощью которых сегодня чуму довольно успешно вылечивают, и вакцинопрофилактики они предлагали различные способы повышения устойчивости организма к чуме.

Трагически закончился эксперимент, проделанный в 1817 году австрийским врачом А. Розенфельдом. Он уверял, что снадобье, приготовленное из костного порошка и высушенных лимфатических желез, взятых из останков умерших от чумы, при приеме внутрь полностью защищает от болезни. В одном из госпиталей Константинополя Розенфельд заперся в палате с двадцатью больными чумой, предварительно приняв рекламируемый им препарат. Сначала все шло хорошо. Шесть недель, отведенные для проведения эксперимента, заканчивались, и исследователь уже собирался покинуть госпиталь, когда внезапно заболел бубонной формой чумы, от которой и скончался.

Эксперимент русского врача Данилы Самойловича закончился более успешно. Его коллега окурил ядовитыми порошками белье человека, умершего от чумы. После этой процедуры Самойлович надел белье на голое тело и носил его сутки. Самойлович справедливо считал, что «живое язвенное начало» (то есть, говоря современным языком, возбудитель чумы) должно погибнуть от окуривания. Опыт прошел успешно, Самойлович не заболел. Так наука за сто лет до открытия Иерсена получила косвенное подтверждение того, что возбудителем чумы является живой микроорганизм.

Поиски средств профилактики и лечения чумы продолжались. Первую лечебную противочумную сыворотку приготовил Иерсен. После инъекции сыворотки больным чума протекала в более легкой форме, число смертельных случаев снижалось. До открытия антибактериальных препаратов эта вакцина была главным терапевтическим средством в лечении чумы, но при наиболее тяжелой, легочной, форме заболевания она не помогала.

1896 г. в Бомбее началась эпидемия чумы.Едва закончилась кампания по противохолерным прививкам, пришла новая беда.  Хавкин был как раз в этом городе, практически в эпицентре. Ему выделили место под лабораторию, и он приступил к работе над новой вакциной.В конце года она была готова и испытана на крысах. Всё получилось, привитые животные не заболевали, но надо было провести испытание на людях. Как и в случае с холерой, Хавкин сделал прививку себе, причём, как стало понятно потом, концентрация вакцины была в 4 раза выше необходимого. Перенёс прививку тяжело, но остался жив.

Эпидемия в Индии тем временем ширилась, смертность была высокой, в какой-то момент власти Бомбея обратились к Хавкину с просьбой вакцинировать заключённых в местной тюрьме: замкнутое пространство и несколько случаев чумы среди арестантов представляли более чем реальную угрозу. К тому же действовать там было удобно, можно было просто приказать всем явиться на прививку. Но Хавкин готов был вакцинировать только добровольцев, которых набралось больше 100 человек. Из них заболел лишь один, а Владимир Аронович получил подтверждение действенности вакцины.

Чума быстро не уходит, эпидемии порой продолжаются по несколько лет. А население надо было убеждать в том, что «лимфа Хавкина» (так назвали противочумную вакцину) эффективна. Учёный провёл кампанию в городе Даман, а потом в посёлке Ланаули. Выяснилось, что на 100% вакцина от заражения не защищает, но заметно повышает шансы на выздоровление. Снова и снова он отправлялся в заражённые местности. В итоге в медицинской среде даже возник термин haffkinize — «хавкинизация», то есть прививка противохолерной или противочумной вакциной.

Новая вакцина обладала как терапевтическим, так и профилактическим действием. После вакцинации заболеваемость снижалась в два раза, а смертность – в четыре. Прививки вакциной Хавкина получили в Индии широкое распространение. До 40-х годов ХХ столетия вакцина Хавкина оставалась, в сущности, единственным лекарством от чумы.

В России, где ещё несколько лет назад с осторожностью отнеслись к предложениям Хавкина, начала работать чумная лаборатория при Институте экспериментальной медицины. Там делали противочумную и противохолерную сыворотки и успешно применяли их для иммунизации. Для Индии Хавкин оказался спасителем и избавителем от страшных болезней, там старались создать наилучшие условия для его работы. 

Бесконечный трудоголизм Хавкина и выдающиеся результаты его работы не остались незамеченными. Королева Викторияв 1897 году посвятила Хавкина в рыцари  и наградила орденом Индийской Империи. В Бомбее в 1899 г. открыли лабораторию, где производили 10 тыс. порций вакцины в день, её отправляли на Кипр, Цейлон, Мадагаскар, в Гонконг и другие страны. В 1925 г. лаборатория стала называться Бактериологическим Институтом Хавкина. В 1956 году исполнилось 60 лет с момента создания противочумной лаборатории. Президент Индии Прасад в связи с этим отметил: «Мы в Индии премного обязаны доктору Владимиру Хавкину. Он помог Индии избавиться от эпидемий чумы и холеры».

Антон Павлович Чехов, который имел врачебное образование и мог по достоинству оценить талант Хавкина, писал: «В России это самый неизвестный человек, в Англии же его давно прозвали великим филантропом». В Индии память о Хавкине существует не только в виде института, который носит его имя. Благодарный народ этой страны назвал Владимира Ароновича «Махатма» (букв. «великая душа») Хавкин. 

В нашей стране разработка живых вакцин против чумы началась в 1934 году с получения в Ставропольском научно-исследовательском противочумном институте М.П. Покровской нового вакцинного штамма путем обработки культуры возбудителя чумы бактериофагами. После проверки вакцины на животных Покровская с сотрудником ввели себе подкожно по 500 миллионов микробов этой ослабленной культуры чумной палочки. Организм экспериментаторов резко среагировал на введение «инородных» микроорганизмом подъемом температуры, ухудшением общего состояния, проявлением реакции на месте введения. Однако через трое суток все симптомы болезни исчезли. Получив, таким образом, «путевку в жизнь», вакцина стала успешно применяться при ликвидации вспышки чумы в Монголии.

В это же время на островах Ява и Мадагаскар французские ученые Л. Оттен и Г. Жирар тоже вели работы по созданию живой вакцины. Жирару удалось выделить штамм чумного микроба, который спонтанно потерял вирулентность, то есть перестал быть опасным для человека. Вакцину на основе этого штамма ученый назвал инициалами погибшей на Мадагаскаре девочки, у которой он был выделен, – EV. Вакцина оказалась безвредной и высоко иммуногенной, поэтому штамм ЕV и по сей день используется для приготовления живой противочумной вакцины.

Новую вакцину против чумы создал научный сотрудник Иркутского научно-исследовательского противочумного института Сибири и Дальнего Востока В.П. Смирнов, участвовавший в ликвидации 24 локальных вспышек чумы за пределами нашей страны. На основании многочисленных опытов на лабораторных животных он подтвердил способность микроба чумы вызывать легочную форму болезни при заражении через конъюнктиву глаза. Эти эксперименты легли в основу разработки конъюнктивального и комбинированного (подкожно-конъюнктивального) методов вакцинации против чумы. Чтобы убедиться в эффективности предложенного им метода, Смирнов сделал себе инъекцию новой вакцины и одновременно инфицировал себя вирулентным штаммом наиболее опасной, легочной, формы чумы. Для чистоты эксперимента ученый категорически отказался от лечения. На 16-й день после самозаражения он покинул изолятор. По заключению врачебной комиссии Смирнов перенес кожно-бубонную форму чумы. Эксперты констатировали, что предложенные В.П. Смирновым методы вакцинации оказались эффективными. Впоследствии в Монгольской Народной Республике при ликвидации вспышки чумы этими методами было привито 115 333 человека, из которых заболели лишь двое.