Прививка от оспы. Выдающиеся медицинские открытия
Оспа, variola, variolavera, «чёрная убийца миллионов» – как только не называли эту болезнь. В одном только ХХ веке она погубила 300 млн человек. Но чуть больше 40 лет назад её бесчинству пришёл конец: 8 мая 1980 года ВОЗ объявила: «Мир и все народы Земли одержали победу над оспой». Сейчас воспоминания об оспенных эпидемиях вряд ли способны на кого-нибудь произвести впечатление, а ведь были времена, когда зараженные оспой одеяла подкидывали в стан врага в надежде, что там начнется массовый мор...
Оспа наравне с чумой является смертельно опасным заболеванием, преследующем человечество на протяжении всего его существования.Оспа всегда была бедствием. «Отец английской медицины» Томас Сиденхем считал её «отвратительнейшей болезнью, унесшею в могилу больше жертв, чем все другие эпидемии, чем порох и война». Летальность от оспы достигала 30%, то есть каждый третий заразившийся оспой, умирал. А среди американских индейцев, прежде никогда не сталкивавшихся с оспой, этот показатель был еще выше: оспа, занесенная в Америку от европейских колонизаторов, уничтожала целые племена. Лечить ее не умели, точнее, лечили «чем Бог послал» (травами, кровопусканиями, молитвами); использовали и карантины, но особого эффекта от этих мер не было. В XVI–XVIII веках оспа множество раз проходилась по Европе, собирая свою «жатву».
Она не щадила никого — ни нищих, ни богатых, ни крестьян, ни королей: Вильгельм II Оранский, герцог Бургундский с супругой и старшим сыном, принц Иосиф-Фердинанд Баварский, королева Анна, юный император Петр II, королева Мария, принцесса Стюарт – самые знаменитые коронованные жертвы этой болезни.
Оспа была распространена по всему миру и приносила столько бедствий, что ее даже обожествляли. Для того чтобы умилостивить кровожадную богиню оспы SitalaMala, индусы совершали довольно-таки варварские обряды. В Корее оспой считали особого «духа», которому делали приношения; у нигерийских племен бог оспы Сапоне был одним из самых почитаемых, а древних китайцев от сыпевых заболеваний защищала богиня Нянь-нянь (T'ou-ShenNiang-Niang). Тем не менее китайцы и индусы не надеялись только на милость богинь и уже в глубокой древности прививали эту болезнь.
Как давно люди начали болеть оспой? В книге SmallpoxandItsEradication ВОЗ относит начало оспенных вспышек к глубокой древности: «Как только земледелие позволило значительно увеличить человеческую популяцию, могли появиться первые случаи. Вполне возможно, это произошло около 6000 лет назад. Скорее всего, они возникли в Древнем Египте или Индии».
Родиной оспы могла быть и Месопотамия, откуда в V тысячелетии до н.э. вирус распространился на другие древние государства, в том числе на Египет.
Археологические находки позволяют сделать вывод, что оспой люди болели уже в III веке до н.э.: папирусы с описанием похожей болезни датируются 3730–3710 годами до рождества Христова. Кроме того, были найдены древнеегипетские мумии со следами, очень похожими на оспины (рис. 2). Вирусную ДНК Variola также выделили из останков европейцев, датированных 600–1050 годами н.э.
Быстрому распространению оспы способствовала воздушно-капельная передача инфекции, то есть вирус передавался по воздуху в капельках слюны при кашле зараженного, так же, как и вирус гриппа. Все методы лечения, применяемые против оспы, были неэффективными. Оспа не щадила ни богатых, ни бедных и уносила миллионы жизней.
И странным было бы, если бы человечество не задумывалось над тем, как победить эту страшную болезнь. Давно было замечено, что переболевшие оспой повторно ею не заболевали, поэтому появилась идея прививать болезнь с помощью инокуляций или, как их стали называть позже, вариоляций (variolation). Считается, что первые вариоляции появились в VIII веке н.э. в Индии и в Х веке в Китае. Вполне возможно, что их практиковали северные славяне и скандинавы.Прививали оспу по-разному: самым распространенным способом было занесение с помощью ножа или иглы с ниткой содержимого оспенных пузырьков больного под кожу здорового человека; иногда вскрывали оспенный пузырек и, смочив его содержимым кусочек материи, касались им ноздрей прививаемого. Во время мягких эпидемий детей оборачивали простынями больных оспой в надежде, что те перенесут болезнь в легкой форме. В отличие от вакцинации, смысл вариоляции в том, чтобы заразить неболевшего человека небольшой дозой патогенного, неослабленного, вируса.
Однако вариоляции были сопряжены с риском: привитые иногда тяжело заболевали, бывало и умирали. К тому же они не всегда оберегали от последующего заболевания, хотя чаще всего оно протекало значительно мягче. Об эффективности этой процедуры можно судить по данным эпидемии 1797 года в Мексике: смертность среди привитых (3300 человек) составила 3,5% по сравнению с 18,5% среди 58 000 непривитых.
В Европе об оспенных прививках не знали вплоть до XVIII века. То ли европейцам было наплевать на внешний вид, то ли оспа казалась им не такой жестокой , то ли вариола, действительно, появилась в Европе довольно поздно... В Старый Свет вариоляции «привезла» жена английского посла леди Мэри Монтегю (рис. 6), которая узнала о них во время поездки в Турцию в 1716–1718 годах, и первой из европейцев привила своих детей . Постепенно оспу начали прививать по всей Европе, позже — в Америке.
Российская императрица Екатерина II ужасно боялась оспы. После того, как во время эпидемии 1768 года от нее скончалась молодая графиня Шереметева, императрица сделала себе и цесаревичу Павлу противооспенную прививку – вариоляцию. Благодаря этому неболевшая оспой Екатерина продолжила властвовать, чего не скажешь о королеве Бургундской Аустригильде, которая, умирая от оспы, просила своего супруга казнить обоих её врачей, или о французском короле Людовике XV, умершем от этой инфекции в 59 лет в 1774 году. «Какое варварство, — заявила, узнав об этом, Екатерина, — наука уже позволяет лечить эту болезнь».
В 1796 году жизнь заиграла новыми красками: 14 мая английский врач Эдвард Дженнер привил коровью оспу 8-летнему Джеймсу Фиппсу, а через полтора месяца безрезультатно пытался заразить его натуральной. Мальчик был невосприимчив к возбудителю, однако тогда это открытие прошло практически незамеченным, и в том году в одном только Лондоне от оспы умерло более 3500 человек.Эдвард Дженнер стал не только первым, кто изобрел вакцину от оспы, но и «открывателем» собственно метода вакцинации. Он заметил, что фермеры меньше подвержены заболеванию оспой, и связывал это с тем, что фермеры заражались от домашнего скота коровьей оспой, которая в отличие от натуральной (человеческой) переносилась людьми гораздо легче и не приводила к смертельным исходам. И он привил мальчика именно коровьей оспой, взятой из пузырьков на руке доярки.
Благодаря этому выдающемуся открытию, оспу удалось победить. Это означает, что в мире нет больше ни одного зараженного оспой, а так как вирусы теряют жизнеспособность за пределами организма, то опасности заражения нет. Последний случай заражения оспой произошел в 1978 году. Как же удалось справиться с этой страшной болезнью?
Для победы над оспой было несколько причин. Во-первых, вирус оспы, так хорошо передающийся среди людей, не был способен заражать животных. Благодаря чему у вируса не было естественных резервуаров, помимо человеческого тела, где он мог существовать. Во-вторых, если больной оспой выживал, то у него формировался длительный иммунитет, и при следующей встрече патоген быстро уничтожался иммунными клетками, что также минимизировало вероятность передачи другим людям. В-третьих, для оспы характерно образование крупной сыпи по всему телу, которая преобразуется в гноящиеся пузырьки, а затем в корку – после выздоровления на коже остаются рубцы (оспины). По этим признакам можно было легко понять, что человек болен оспой и изолировать его от окружающих. К тому же именно в течение недели после появления сыпи больной наиболее заразен, поэтому карантин выступал действительно эффективной мерой.
Наконец, главная причина уничтожения оспы – всемирная вакцинация.
С XIX века вакцинация от оспы стала проводится во многих странах. Со временем вакцины от оспы усовершенствовались, для введения больше не требовалось переносить инфекционный материал от зараженного к вакцинированному, однако в основе вакцины все так же использовался живой вирус коровьей оспы. Последние очаги оспы в странах Африки удалось уничтожить благодаря точечной вакцинации жителей близлежащих деревень и городов.