Клизма. Выдающиеся медицинские открытия
Продолжаем нашу интересную рубрику об открытиях в медицине, перевернувших мир и спасших человечество. Сегодня у насистория создания и эволюции одного из древнейших медицинских приспособлений – клизмы.
А вы знаете, что клизме даже есть памятник? Высотой в 1,5 метра его открыли в 2008 году, спустя 3,5 тысячи лет после первого упоминания этого инструмента, в России, на ставропольском гастроэнтерологическом курорте Иноземцево. Внушительная грозная груша-спринцовка весом более трех центнеров покоится на руках трех ангелов.
Но, к сожалению, ответ на вопрос, кто придумал клизму, мы вряд ли узнаем, ведь промывание кишечника настолько древняя процедура, что «родиной» клизмы могут считать себя любые народы с такой же древней историей. Впрочем, Плиний Старший (I в н. э.)утверждал, что идею клизмы древние египтяне подсмотрели у лесного ибиса. Последний, говорит римский энциклопедист в своей «Естественной истории», «при помощи своего кривого клюва промывает желудок, освобождая его от остатков пищи через место, наиболее подходящее для проведения этой операции». И да, древнейшее известное науке упоминание клизмы (хотя и без описания внешнего вида самого устройства) и впрямь принадлежит египетской цивилизации. Это один из первых известных нам медицинских текстов – «папирус Эберса» (XVI в. до н. э); авторы советуют бороться с болями в животе клизмами из смеси растительного масла и меда.
Пристрастие египтян к этому виду лечения подтверждал тысячелетием позже и Геродот:«Образ же жизни египтян вот какой. Желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные с детства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами. Ведь, по их мнению, все людские недуги происходят от пищи»(«История»; V в. до н. э.).
Но приспособления для введения жидкости в организм perrectum фиксировались этнографами, например, и в примитивных культурах Черной Африки. Мало того, еще задолго до новой эры клизмы были известны и в Центральной Америке.
Древнейшие упоминания о них мы видим в середине I тысячелетия до новой эры у ольмеков, создавших первую в регионе развитую цивилизацию. Наиболее известны, однако, связанные с клизмами практики майя.
Судя по сохранившимся изображениям, клизмы широко использовались теми в ритуальных целях, причем не только для символического очищения организма, но и для ректального приема психоактивных веществ ( что позволяло существенно усилить эффект последних).
Надо, правда, помнить: сама медицина доколумбовой Центральной Америки была неотделима от психоделических практик: расширение сознания, по представлениям древних мезоамериканцев, должно было помочь больному или шаману найти, откуда пришла болезнь, и содействовать ее изгнанию.
Надо сказать, что древнейшие клизмы мало были похожи на «современные» резиновые груши и кружки Эсмарха, древнейшие типы клизмы, зафиксированные этнографами, античными авторами или археологами – полая трубка (тростник или птичья кость) с пузырём животного или без него (в последнем случае жидкость доставляется в кишечник через рот); полый рог c отверстием, тыква-горлянка, керамические сосуды…
«Продолжением» египетской теории о связи пищи и болезней стала «гуморальная теория» отца античной медицины Гиппократа. Он не только многократно писал о пользе голодания во время болезни, но и рекомендовал против желудочных хворей клистир, «опорожняющий и освежающий».
Гуморальная теория Гиппократа хорошо известна и современным медикам. Гиппократ, напомним, утверждал, что здоровье человека обеспечивается равновесием в организме чёрной и жёлтой желчи, а также крови и флегмы, которым в его представлении соответствовало четыре стихии — воздух, земля, огонь и вода. Причины болезней, считал Гиппократ, а за ним и прочие столпы античной медицины, такие, как римлянин Гален (II в. н. э.) в нарушении этого баланса. Соответственно, ключ к здоровью пациента – его поддержание, очищение «здоровых» и удаление из организма «дурных» соков. Ланцет для кровопускания и клистир благодаря этому стали более чем на два тысячелетия важнейшими инструментами врача.
Именно античным лекарям впервые приходит в голову идея питательных клизм. Их весьма рекомендовал, например, римлянин Цельс (II век н. э.):«Если расстройство — из длительных, следует вводить в задний проход либо тёплую кашу из перловой крупы, либо молоко, либо измельчённый жир, либо костный мозг оленя, либо оливковое или розовое масло с маслом коровьим, либо сырой белок яйца, либо отвар льняного семени...»(«О медицине», книга IV).
И античные, и вслед за ними средневековые медики, однако, находили полезными клизмы и в довольно экзотических на наш нынешний взгляд случаях, как-то: столбняк, головная боль и даже пневмония.
К позднему средневековью в Европе, заново открывшей гиппократову и галенову медицину из арабских книг, клизма и вовсе превратилась из инструмента лечения болезни в средство поддержания организма в тонусе.
Древнейший тип клистира – трубка с пузырём, мешком или раструбом – продолжает использоваться вплоть до XVIII века, претерпев, однако, по пути немало усовершенствований. Например, именитый павийский врач Марко Гатинариа (начало XVI века) предусматривает в клистире, помимо трубки для ввода жидкости, и второй канал – для отвода газов. В арабских рукописях XI века впервые появляется изображения поршневого клистира – по типу современных шприцов. Этот тип клизмы широко распространится в Европе начиная с XVI встолетия
К XVII веку ланцет, клистир и пиявки так крепко устоялись в качестве «сакральной триады» европейской медицины, что медики иаптекари с громоздкими шприцами для промывания, да и сами их пациенты, стали мишенью многочисленных сатириков. Например, у Мольера в «Мнимом больном»:
«Сверх того, двадцать четвертого - легонький клистирчик, подготовительный и мягчительный, чтобы размягчить, увлажнить и освежить утробу вашей милости..." (...) - тридцать су». Да, господин Флеран, однако недостаточно быть учтивым, надо также быть благоразумным и не драть шкуры с больных. Тридцать су за промывательное! (...)
«Сверх того, в означенный день хороший очистительный клистир из наицелебнейшего средства - ревеню, розового меда и прочего, согласно рецепту, чтобы облегчить, промыть и очистить кишечник вашей милости, - тридцать су» (…)
«Сверх того, двадцать пятого прием превосходного лекарства, послабляющего и укрепляющего, составленного из кассии, александрийского листа и прочего, согласно предписанию господина Пургена» (...)
«Сверх того, двадцать шестого ветрогонный клистир, чтобы удалить ветры вашей милости, - тридцать су». Десять су, господин Флеран!
«Вечером повторение вышеупомянутого клистира - тридцать су». Десять су, господин Флеран.
И было с чего насмехаться! Очищающая клизма среди состоятельных горожан и особенно аристократии сделалась такой же обыденной процедурой, как для нас, пожалуй, чистка зубов.
Между тем, эксперименты с содержанием клистиров продолжались. Увлечением XVIII века стали табачные клизмы. До открытия ядовитых свойств никотина многие прочили табаку славу панацеи, а трубочный дым считался действенным средством против множества хворей – от рака до грыжи и судорог. Но чаще табачный клистир использовали при реанимационных мероприятиях, в первую очередь при утоплениях – считалось, что он вытесняет из организма холод и способен высушивать губительную влагу внутри него. Как ни странно, известно об успешных исходах такой терапии.
Ещё в XVI столетии французский хирург Амбруаз Паре предлагает клистир с изогнутой трубкой: это позволяет принимать клизму самому, не прибегая к услугам слуги или аптекаря и не нанося ущерба стыдливости. В XVIII для той же цели разрабатывается клизма в виде скамьи с вертикальным поршнем, позволявшая принимать процедуру не только без посторонней помощи, но и с должным комфортом.
Большую часть ХIХ века, века пара и электричества, клизма по-прежнему держала позицию необходимого лечебного средства. Против модного в те годы женского диагноза, «истерия», которую объясняли «бешенством матки» и под которую в реальности прятался целый ряд расстройств психического и психосоматического характера, назначались клизмы со скипидаром. С аденомой простаты, воспалением мочевого пузыря, нефритом и дизентерией, считалось, хорошо справляются клизмы с опиумом (опийные препараты в медицине того времени охотно применялись при целой россыпи диагнозов – от «женских проблем» и бессоницы до туберкулеза). По сравнению с ртутью, которой охотно потчевали больных медики предыдущего века, опиум и впрямь казался полезным веществом.
Развитие каучуковой промышленности к 1850-м годам позволило сделать домашнюю клизму более удобной – как в домашнем использовании, так и в госпиталях. Именно тогда например, в клизмах стали использовать хорошо знакомые нам эластичные груши вместо старомодных поршней – шаг на пути к хорошо знакомым нам в быту маломерным клизмам-спринцовкам. А шлезвигско-прусский хирург Фридрих фон Эсмарх (1823-1908 год) сумел поставить на службу делу и само земное притяжение, решив проблему равномерного поступления большого объёма жидкости в организм (анальным или вагинальным путем, в зависимости от диагноза), придумав нехитрое устройство: подвешиваемую ёмкость, снабженную гибкой трубкой.
«Кружки Эсмарха» вскоре прочно завоевали себе место в домах и больницах – и это сыграло с именем медика злую шутку: широкой публике во многих странах Эсмарх так и остался известен как ««изобретатель клизмы». А ведь кружка (или, как её называют также, «душ Эсмарха») – наименьшая из его заслуг перед мировой медициной.
Современник Пирогова, военный врач, прошедший со скальпелем в руках сразу несколько войн – от I Прусско-датской 1848-50 гг. до кровавой Франко-прусской (1870-71 гг.,) Эсмарх– один из основоположников военной хирургии и медицины катастроф. Ему принадлежит идея искусственного обескровливания конечностей с помощью бинтования эластичной повязкой, что позволило резко сократить смертность на операционном столе от потери крови, конструкция простой наркозной маски из марли и проволоки, удобная для использования в полевых условиях, и инициатива снабжать солдат индивидуальными асептическими медицинскими пакетами. Наконец, благодаря Эсмарху в Германии развилась сеть «самаритянских курсов» по обучению гражданских лиц навыкам первой помощи. Именно из них выйдут позже сестры милосердия I Мировой.
А вы говорите, клизма...
Глядя на современные кружки Эсмарха, сложно понять, почему они называется именно так, а не «грелками» или «подушками». Ответ прост: первоначально эсмарховы клизмы снабжались цилиндрической емкостью из металла или фаянса – и лишь в XX веке производители перешли на более удобные резину, пластик и полиэтилен, что повлекло за собой и изменение внешнего вида емкости.
В прошлом столетии клизма как терапевтический метод стала терять свою прежнюю популярность. С одной стороны, повлияло развитие фармацевтики – появилось множество эффективных пероральных слабительных. С другой – врачи освоили внутривенное введение питательных растворов в организм и кормление через зонд. С третьей — исследования середины столетия показали, что ректальное введение многих лекарств мне всегда приводит к эффективному всасыванию, и, мало того, может вызывать в ряде случаев серьёзные побочные эффекты.
Но развитие медицинских технологий позволило найти и новые поля применения клизмы. Так, с распространением рентгеновских аппаратов в медицине стали использоваться клизмы с сульфатом бария – его раствор на рентгенограмме выступает контрастным веществом, позволяющим врачу получить четкое изображение толстой и прямой кишки, что помогает, к примеру, вовремя диагностировать новообразования или воспаления.
Опять же, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта или перед хирургическим вмешательством, клизма по-прежнему остается необходимым и неизменным средством. И, кажется, переживет в этом виде еще не одно столетие – простые вещи, как правило, и есть самые долговечные.