ЭКО. Выдающиеся медицинские открытия
Продолжаем интересную рубрику об открытиях в медицине, перевернувших мир и спасших человечество.
И сегодня у нас экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО).
Наша жизнь — это бесценный дар. Как и сама способность подарить жизнь новому человеку, продолжить свой род. Однако сейчас в мире живет около пятидесяти миллионов семейных пар, которым природа отказала в возможности стать родителями. «Оспорить» этот приговор и дать возможность тысячам людей познать радость отцовства и материнства дала технология экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).
Экстракорпоральное оплодотворение (от лат. extra – сверх, вне и лат. corpus – тело, то есть оплодотворение вне тела, сокр. ЭКО) или Ребёнок из пробирки – вспомогательная репродуктивная технология, чаще всего используемая в случае бесплодия. Синонимы: «оплодотворение в пробирке», «оплодотворение in vitro», «искусственное оплодотворение», в английском языке обозначается аббревиатурой IVF (in vitro fertilisation).
Всемирная организация здравоохранения определяет бесплодие как неспособность пары репродуктивного возраста к зачатию и вынашиванию плода в течение года или более регулярных незащищенных сексуальных отношений. Абсолютно достоверную оценку уровня бесплодия в отдельных странах и регионах нельзя получить по вполне понятным причинам, однако по данным ВОЗ этот показатель составляет около 5% репродуктивной человеческой популяции. Таким образом, сегодня только в России должно жить не менее 3 млн человек, бесплодных по объективным медицинским показателям, т. е. в силу анатомических, генетических, эндокринных, иммунологических и других факторов.
Во время ЭКО яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно в условиях «in vitro» («в пробирке»), полученный эмбрион содержат в условиях инкубатора, где он развивается в течение 2–5 дней, после чего эмбрион переносят в полость матки для дальнейшего развития.
Впервые учёные попытались оплодотворить яйцеклетку вне тела женщины в 1944 году. Сначала американец Гамильтон выяснил, что в околожелточное пространство выделяются полярные тельца. Затем его земляки Рок и Минкин проделали около 800 неудачных опытов, и только в трёх случаях им удалось раздробить оплодотворённые яйцеклетки до стадии двухклеточных бластомеров. Это стало огромным шагом на пути к преодолению бесплодия. Американским учёным понадобилось около семи лет, чтобы начать разработку сред, в которых гаметы и эмбрионы чувствовали бы себя как в организме женщины. Кстати, сегодня качественная среда имеет важнейшую роль в культивировании оплодотворённых яйцеклеток. Каждая клиника ЭКО имеет индивидуальный арсенал сред.
Параллельно изучение процессов экстракорпорального оплодотворения проходило и в СССР. В 1954 году крымский исследователь Петров подробно описал все стадии дробления женской гаметы. Спустя 12 лет англичанин Эдвардс выяснил, что созревание яйцеклеток вне тела пациенток происходит через 36 часов после овуляторного пика, когда максимально повышается лютеинизирующий гормон.
Основоположниками технологии ЭКО признаны британские ученые: эндокринолог Роберт Эдвардс и гинеколог Патрик Стептоу. В 1977 году после более чем 600 неудачных попыток они сумели провести успешный цикл ЭКО, в результате которого на свет появился первый ребенок из пробирки. Родителями стали британцы Джон и Лесли Браун. Их дочь Луиза на сегодняшний день сама имеет двоих детей, зачатых естественным путём.
В СССР первый ЭКО-малыш родился спустя 9 лет после первого громкого случая в столичном Центре охраны здоровья матери и ребёнка. На тот момент в стране уже существовала группа раннего эмбриогенеза. Немного позже она стала полноценной лабораторией, в которой под руководством профессора Леонова проводилось изучение эмбрионов.
Громкие открытия продолжились и в Австралии, в лаборатории Карла Вуда. Там был осуществлён первый успешный КРИО протокол: в полость матки пересадили размороженный эмбрион. Также учёные смогли добиться рождения младенца от донора-мужчины. Кроме того, в 1992 году в Университете Монаша был проведён первый в мире перенос эмбриона через маточную трубу.
Сегодня эффективность процедуры экстракорпорального оплодотворения довольно высока: беременность после первого протокола наступает у каждой третьей пары. И чем больше попыток, тем выше шансы: четвёртый протокол заканчивается беременностью в 80% случаев. Ведение беременности и роды после ЭКО в целом не отличаются от обычных. Повышенная вероятность осложнений в течение беременности и родов связана не с искусственным оплодотворением как таковым, а с тем, что среди пациенток гораздо выше доля тех (по сравнению со средне-здоровыми), кто уже имеет патологии детородной системы, и поэтому прибегает к ЭКО. Также влияют факторы увеличенного среднего возраста рожениц и более частого многоплодия среди пациентов ЭКО.
ЭКО встречает противодействие и возражения большей частью со стороны различных религий, причём часто даже при использовании генетического материала лишь родителей, состоящих в брачном союзе.
Русская православная церковь относит к нравственно допустимым методам преодоления бесплодия «искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений».
Церковь даёт неодобрительную оценку тем вариантам экстракорпорального оплодотворения, при которых используются донорская сперма, донорские яйцеклетки или суррогатная мать и выступает против тех вариантов ЭКО, при которых может быть получено заведомо большее количество эмбрионов, чем это необходимо для переноса в матку, так как при этом происходит разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью». Основной целью вмешательства должны быть интересы будущего ребёнка, а не лечение супружеского бесплодия.
Католическая церковь считает метод ЭКО неестественным и аморальным, и потому полностью отвергает его во всех его аспектах. Католическая церковь учит, что «искусственное оплодотворение противоречит единству брачного союза, достоинству супругов, родительскому призванию и праву ребёнка быть зачатым и произведённым на свет в браке и в результате этого брака».
В иудаизме нет единого мнения по поводу ЭКО. С одной стороны «за»: необходимость выполнить заповедь «плодись и размножайся», обязанность оказывать добро людям, в частности, облегчать страдания бесплодных пар, спасение семьи, цельности которой угрожает бесплодие. С другой стороны, много «против», в особенности, когда дело касается донорской спермы, ЭКО у незамужних женщин, сомнения в установлении отцовства или материнства…
Среди буддийских школ взгляды на экстракорпоральное оплодотворение также расходятся. Так, буддисты традиционной сангхи СНГ негативно относятся к данной технологии, поскольку считают, что такой способ забеременеть противоречит естественному процессу рождения человека. В то же время представители школы Карма Кагью приветствуют достижения медицины, подчёркивая, что они позволяют женщинам стать матерями. При этом, однако, обращается внимание, что «нельзя бездумно относиться к гибели оплодотворённых эмбрионов и нужно всеми средствами стремиться, чтобы все они выживали»
Несмотря на все религиозные споры, в 1990 году на нашей планете насчитывалось свыше 20 тыс. детей, зачатых в пробирке, в 2010 году – около 4 млн, а на сегодняшний день по данным ВОЗ родилось не менее 12 млн таких детей.
В настоящее время ученые заняты исследованиями, которые сделают возможным дозревание яйцеклеток вне женского организма. С помощью данной методики проводить ЭКО можно будет без применения гормональной терапии, что позволит избежать синдрома гиперстимуляции – одного из самых тяжелых осложнений искусственного оплодотворения.
Еще одним интенсивно развивающимся направлением является разработка технологий криоконсервации («заморозки») гамет и эмбрионов для их применения в будущем. Данные методики дадут надежду пациентам с тяжелыми заболеваниями, которые препятствуют беременности и родам либо проведению классического протокола ЭКО.